GPIB.ru
  Назначение и описание История Линейка продуктов Читальный зал  


Назначение и описаниеИстория GPIBСтандарт 488.2Приборы и линии управления GPIBЯзык программирования приборов SCPI

National InstrumentsПроизводительность GPIB системНадежность GPIB системПродуктивность GPIB систем

Линейка продуктов

Дополнительная информацияПроблемы GPIB и SCPIДругие шины и технологии

Читальный зал Космонавтика и научный эксперимент Развитие экспериментальной деятельности и космонавтикаКосмизированные экспериментыСтруктура научно-космического экспериментаМетод научного наблюденияОсновные виды космического экспериментаГеокосмические наблюденияКосмогеоцентрическое исследованиеГелиокосмические исследованияРазнообразие исследовательских задачКосмические продолжения земных наукОсобенности исследовательской деятельностиАвтоматизация и оптимизацияРоль моделирующих экспериментовВлияние космических экспериментов на другие сферы практикиСоциальные условия и организация космических исследованийГлобализация и кооперация научного трудаПрограммная деятельность и международная наукаЭкологические границы космических экспериментовВероятные экологические кризисы



В.И. Севастьянов, А.М. Старостин, А.Д. Урсул
Космонавтика и научный эксперимент

Развитие экспериментальной деятельности и космонавтика

Космические наблюдения и эксперименты появились недавно и находятся в начальной стадии своего развития. Именно поэтому важен анализ процесса их становления, и этому вопросу мы уделим особое внимание.

Любое наблюдение или эксперимент представляют собой познавательную деятельность, осуществляемую в целях получения новой научной информации об объекте исследования. Такая деятельность осуществляется субъектом (индивидуальным или коллективным) с помощью некоторых средств и в определенных условиях, т. е. эксперименту и наблюдению того или иного вида соответствует некоторая познавательная ситуация. Эта деятельность субъекта характеризуется определенным классом исследуемых объектов, средств и условий познания, вступающих в определенные взаимоотношения между собой, что характеризует соответствующие познавательные ситуации, которые можно зафиксировать в виде специальной таблицы космизации познавательной деятельности.

Под космизацией в философско-методологической литературе принято считать процесс влияния космических факторов на любую область деятельности людей на Земле. Это влияние. выражается в том, что космические факторы все больше вторгаются в эту деятельность, все большее число ее компонентов становятся космическими. Если мы имеем в виду познавательную, научно-исследовательскую деятельность, то космическими могут стать все упомянутые компоненты — субъект, объект, средства и условия познания, причем здесь возможны различные комбинации этих земных или космических компонентов деятельности, которые можно записать в виде таблицы.

Космизация познавательной деятельности

Субъект Объект Средства Условия
1 Земной Земной Земные Земные
2 >> >> >> Космические
3 >> Космический >> Земные
4 >> Земной Космические >>
5 >> Космический Земные Космические
6 >> Земной Космические >>
7 >> Космический >> Земные
8 >> >> >> Космические
9 Космический Земной Земные Земные
10 >> >> >> Космические
11 >> Космических >> Земные
12 >> Земной Космические >>
13 >> Космический Земные Космические
14 >> Земной Космические >>
15 >> Космический >> Земные
16 >> >> >> Космические

Необходимо уточнить употребляемые в таблице понятия «земной» и «космический». Они здесь применяются относительно компонентов познавательной деятельности в следующем смысле: как имеющие земное (либо космическое).происхождение или как находящиеся в космосе. Причем их использование во многом зависит от контекста, от связи данного земного или космического компонента деятельности с другими компонентами.

Например, начиная с девятой строки таблицы субъект познания выступает как космический субъект. Это вовсе не означает, что речь идет о каких-то пришельцах из космоса — имеется в виду коллектив космонавтов, который проводит космические исследования. Поэтому термин «космический» здесь носит условный характер, означая лишь пространственное положение исследователя или их коллектива вне родной планеты. Однако условность заключается и в другом: космические исследования проводятся не только находящимися в космосе людьми, но одновременно в тесном информационном контакте с ними большим коллективом ученых, осуществляющих определенную космическую программу, но находящихся на Земле. Поэтому целесообразнее для характеристики субъекта познания как коллективного субъекта (на Земле и в космосе) пользоваться понятием не космического, а интегрального «земно-космического» субъекта.

Аналогичное замечание можно сделать и в отношении средств познания. Когда мы говорим о космических средствах, то имеем в виду средства космонавтики, т. е. использование космических аппаратов, созданных на Земле, запущенных с ее поверхности, а не технические средства иных внеземных цивилизаций или же технику, произведенную людьми вне Земли (что возможно лишь в будущем).

Рассмотрим некоторые познавательные ситуации, зафиксированные 16 строками таблицы космизации.

1-я строка означает, что земной субъект с, помощью земных средств изучает земные объекты в земных условиях. Эта познавательная ситуация характеризует земной или докосмический опыт, который был характерен для большинства наук до эры космоса.

Последняя, 16-я, строка полностью характеризует космическую познавательную ситуацию — «космизирующийся» субъект с помощью космических (астронавтиче.ских) средств исследует космические объекты в космических условиях. По-видимому, если в строгом смысле употреблять, скажем, понятие «космический эксперимент», то оно будет характеризоваться лишь этой познавательной ситуацией.

Однако обычно столь строгое потребление терминов «космический эксперимент», «космические исследования» и им подобных не принято, и традицией стало их использование в более широком смысле.

Под «космическими исследованиями» обычно понимают и такие исследования, которые либо производятся с помощью средств космонавтики, либо при этом исследуют космические объекты в космических условиях с помощью технических средств, находящихся на Земле. Это, например, те познавательные ситуации, которые зафиксированы 5-й, 8-й, 13-й, 14-й и 15-й строками таблицы. Так, 5-я строка характеризует традиционные астрономические наблюдения, когда земной субъект с помощью наземных средств исследует космические объекты, находящиеся в космических условиях. 8-я- строка уже означает изучение космических объектов в космических условиях с помощью беспилотных автоматических космических аппаратов и т. д. .

Другие строки в приведенной таблице либо трудно пока еще поддаются интерпретации (как, скажем, 9-я строка), либо выражают определенные познавательные ситуации, характерные для космизированных научных -исследований, когда создаются (или изучаются) те или иные факторы космоса в условиях Земли. Так, 2-я строка показывает, что на Земле искусственно можно создать условия космоса (вакуум, невесомость, радиацию и т. д.) для изучения их.влияния на земные объекты, 4-ю строку можно интерпретировать как испытание космической техники в условиях Земли и т. д. [Здесь мы не будем расшифровывать каждую из познавательных ситуаций, ибо это было уже сделано в работе: В. И. Севастьянов и А. Д. Урсул. Эра космоса: общество и природа М 1972]


Следующая страница: Космизированные эксперименты

Главная   • Космонавтика и научный эксперимент   • Развитие экспериментальной деятельности и космонавтика  


  Назначение и описание История Линейка продуктов Читальный зал  
  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
© GPIB.ru, интерфейсная шина общего назначения, 2010-2021
Стандарты и шины контрольно-измерительных приборов и
измерительной аппаратуры: HP-IB, IEEE 488, SCPI.
Контакты
E-mail
Карта сайта